Что такое розничный аудит

Общая информация
Поделиться

Скопировать ссылку

Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше
Что такое розничный аудит

Что такое розничный аудит

Под розничным аудитом или аудитом торговых точек понимают исследования, направленные на всесторонний анализ и сбор данных по ассортименту, наличию и запасу товаров, их стоимости, общей представленности в торговых точках, наличия рекламных материалов, качества работы персонала, а также ценовой политики конкурентов.

Розничные аудиты — это регулярное исследование, проводимое в розничных торговых точках. Подразделяются на четыре вида:

  1. Аудит мерчандайзинга 
  2. Аудит обслуживания клиентов
  3. Аудит предотвращения потерь
  4. Аудит охраны труда и техники безопасности
Давайте разберём каждый способ подробнее. 

покупатель выбирает товар на полке

Аудит мерчандайзинга

Аудит мерчандайзинга изучает и рассматривает следующие моменты: расположение магазина и внешние условия (парковка, витрины, фасад здания, вывеска), планировка торгового зала (включая дизайн, торговое оборудование, освещение), выкладка товара и другие. Выкладка товара в торговом зале является одной из фундаментальных основ, на которой базируется мерчандайзинг. Большую роль играет, как и по каким правилам товар размещается на полках. Тайное или открытое изучение и съемка выкладки товара позволяют выявить ошибки в работе мерчендайзера, оценить динамику продаж и внести возможные корректировки в планограмму (см. статью как эффективно составить планограмму выкладки товаров).

Аудит обслуживания клиентов

Аудит обслуживания клиентов в первую очередь направлен на выявление проблем и недочётов сотрудников при работе с клиентами. Многие потребители отказываются от товаров и услуг из-за плохой работы сотрудников торговой точки. При высококлассном сервисе и качественной консультации покупатели чаще совершают повторную покупку.

Аудит предотвращения потерь

Одной из проблем торговых сетей является борьба с потерями. Потери можно разделить на две группы: известные и неизвестные. К известным потерям можно отнести — списания просроченной продукции, списания некачественной продукции, потери на усушку, раскрошку продукции и т. д. К неизвестным — кражи, воровство, недостача на кассах, приёмка товара без пересчёта количества.


Аудит предотвращения потерь, в первую очередь, направлен на получение данных о факторах, влияющих на показатель потерь. Таких как:

  • Работа по предпродажной подготовке; 
  • работа с браком; 
  • работа по контролю сроков годности и соблюдению ротации продукции на полке; 
  • контроль температурных режимов оборудования для хранения продуктов в магазинах; 
  • работа с претензиями; 
  • работа с поставщиками продукции. 
покупатель возле овощного отдела

Аудит охраны труда и техники безопасности

Охрана труда — это система мероприятий, профилактики и контроля, которая направлена на обеспечение безопасности здоровья, жизни и условий труда сотрудников на предприятии. Задача аудита по охране труда – зафиксировать несоответствия по охране труда, предоставить отчёты о возможных нарушениях. В результате — снизить риск получения травм сотрудниками и посетителями торговой точки. Аудит охраны труда и техники безопасности включает большой список контрольных пунктов, ниже представлены некоторые из них:

  • Засоренность территории, запылѐнность и загазованность воздуха;  
  • проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором; 
  • уровни шума, наличие шумозащитных средств; 
  • освещение безопасности и эвакуационное освещение; 
  • безопасная конструкция светильников; 
  • перенос тяжелых грузов женщинами; 
  • вентиляция; 
  • спецодежда и специальная обувь сотрудников; 
  • состояние напольного покрытия (выбоины, щели); 
  • пожарная безопасность, наличие средств пожаротушения; 
  • расположение рабочих мест; 
  • перемещение механизмов и грузов. 
Читайте статью: Как обеспечить безопасность в магазине.

Мы рассмотрели основные виды торгового аудита. Теперь давайте обсудим преимущества розничного аудита, как его эффективно проводить, какие цели ставить и как анализировать полученные данные.

Преимущества розничного аудита

Преимущества аудита – это оперативное получение информации о том, какие марки товара представлены в рознице, насколько они доступны, по какой цене и в каких объемах продаются. Проверка магазинов на наличие в них рекламных материалов, соответствующих данной торговой точке, а также на предмет представленности продукции конкурентов. С помощью аудита можно получить как количественные данные, необходимые для определения структуры рынка, прогнозов его развития, так и качественные. В последнем случае аудит позволяет решать следующие задачи:

  • Определить интенсивность посещения покупателями торговой точки; 
  • определить социально-демографические параметры покупателей; 
  • определить продолжительность процесса покупки, процесса выбора товара; 
  • оценить эффективность месторасположение объекта.

Ручная проверка аудита

Зачастую ритейл использует ручку и бумагу для аудита розничной торговли, что создает ряд проблем: 
  • Необходимо преобразовать результаты в цифровой формат постфактум; 
  • риск потери или повреждения бумаги; 
  • повышенный риск человеческих ошибок; 
  • задержка передачи данных с поля лицам, принимающим решения;  
  • неконтролируемость и непрозрачность проверок. 

Использование чек-листов на бумаге часто дискредитирует саму идею из-за слишком долгой обработки и отсутствия оперативной обратной связи. Если в вашем чек-листе есть проверка чистоты полов, то обратная связь через день уже является запоздалой. Избежать этих трудностей и проблем можно, используя мобильный аудит CheckOffice. 

Мобильный аудит CheckOffice

Мобильный аудит CheckOffice

Современным подходом к организации проверок и аудитов торговых точек является использование специальных облачных сервисов, основу которых составляют электронные чек-листы на личных мобильных или корпоративных устройствах аудиторов. Аудиты могут планироваться заранее или создаваться сразу по факту прибытия аудитора на инспекцию в торговую точку.  

Заполнение чек-листов осуществляется на мобильном устройстве с автоматической отправкой задачи директору магазина. Если проверяющий выявляет нарушение, то отчеты моментально поступают на сервер. Доступ к ним получают ответственные сотрудники, чтобы провести внутреннюю аналитику. Таким образом можно отслеживать слабые позиции, оценивать динамику развития торговой точки в целом и по отдельным критериям, сравнивать ее результаты с другими, делать срезы по всем филиалам в рамках сегментарных исследований и многое другое.

Как эффективно проводить аудит

Проведение аудиты можно разделить на несколько этапов. 

Первый этап. Формируем выборку и составляем план. В выборку должны быть включены торговые точки, находящиеся в разных районах города и отличающиеся друг от друга по типу (киоск, супермаркет, традиционный магазин). План аудита составляется с учетом количества продуктовых направлений по которым проводится аудит. 

Второй этап заключается в приглашении на инструктаж аудиторов и его проведение. Перед проведением инструктажа аудитор заполняет анкету. Содержание инструкций готовится заранее и преподносится аудитору в сжатом виде. Внимание акцентируется на сроках выполнения работ, поэтапном выполнении задания, правильном заполнении бланков. Кроме того, необходимо передать работникам в устной или письменной форме стандарт фотографирования, который осуществляется следующим образом:

  • сделать фотографии входа и вывески торговой точки; 
  • войти в торговую точку, внимательно обойти всю торговую площадь и сфотографировать общий вид мест выкладки товара (холодильное оборудование, стеллажи, витрины, полки), а затем, подойти ближе, запечатлеть ассортимент исследуемой группы товара на каждой полке в данных местах выкладки; 
  • фотографии должны быть четкими, хорошего качества, чтобы было отчетливо видно название продукта, объем или вес, цену; 
  • при наличия фирменного торгового оборудования и рекламных материалов – сфотографировать и их. 

Третий – собственно, проведение исследования, в процессе которого осуществляется координирование аудиторов, замена при необходимости торговых точек или аудиторов и контроль качества полученных от работников данных.  

Четвертый этап подразумевает внесение данных, проверку введенных данных и расчет статистических показателей. И переход к пятому этапу (заключительному) основывается на приведении рассчитанных показателей в табличный вид, написание текстовой части отчета, согласование времени презентации, приглашение заинтересованных лиц.

Определите цель аудита 

Укажите в приложении, что именно вам необходимо измерить с помощью аудита. Присвойте каждой цели числовые значения в качестве параметра успеха. Цели могут быть: 
  • Расположение торговой точки (внешний вид, фасад, урны, реклама); 
  • расположение полок, количество продукции, цены; 
  • количество посетителей в будни, выходные, час пик; 
  • загруженность касс, наличие очередей; 
  • анализ конкурентов, цен, реклам и расположения; 
  • контроль работы выкладки товаров, аутсорсеров, прочих сотрудников; 
  • оценка эффективности исправлений предыдущих выявленных проблемных зон. 

Для определения целей можно использовать принцип построения SMART. Принцип позволяет обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.  

У всех целей должен быть конечный результат и сроки. Необходимо на этапе планирования определиться, какие результаты положительные (устранение недостатков выявленных в прошлый раз, снижение общего количества проблемных мест), а какие отрицательные (бездействие, отсутствие реакции на выявленные недостатки, халатное устранение недостатков).

Создайте чек-лист 

Чек-листы являются универсальным инструментом, позволяющим контролировать любые аспекты и процессы. К примеру, по чек-листу можно оценивать чистоту фасада, стен, входной группы, т.е. общее состояние помещения. Либо аудиту можно подвергнуть товарные полки и товары на них, выявляя нарушения по фейсингу, планограмме, дырам в выкладке, актуальным ценникам. Сам чек-лист создается на основании ваших целей и задач. Вы создаёте специальный чек-лист под свой аудит или можете воспользоваться бесплатной библиотекой шаблонов чек-листов CheckOffice. 

В библиотеке более 350 готовых шаблонов для разных сфер бизнеса. Вот лишь некоторые из них: 
Не нашли нужный? В сервисе есть удобный конструктор, для создания чек-листов под ваши задачи.
Конструктор чек-листов в CheckOffice

  Также в сервисе CheckOffice удобно настраивать: ответы да/нет, шкалы от и до, числовое поле, кг, рубли и т.д. 

Способы сбора информации 

Получение данных при проведении аудита торговых точек обычно осуществляется несколькими способами. Первый способ –«полевой» (выездной) заключается в непосредственном сборе данных в торговых точках, по телефону, электронной почте, через информацию на веб-сайте, а также путем совершения «тайной покупки». Второй способ – «кабинетный», когда информация собирается из любых доступных внешних источников: по данным статистики, отраслевых ассоциаций, рыночных экспертов и других известных агентств. 


«Вооруженные» специализированными приложениями аудиторы могут достаточно легко осуществлять сбор данных «в полях», а инициаторы аудита, в свою очередь, практически в реальном режиме времени отслеживают результаты проверки, получают доступ к аналитической и оперативной отчетности. В сервисе CheckOffice есть возможность добавлять фотографии, видео-, аудиозаписи и комментарии. Все данные хранятся в едином месте. Благодаря функции «живые фото» аудитор будет предоставлять только актуальные фотографии и не сможет загружать уже отснятые. 

Анализ результатов

Проведения аудита торговой сети без последующего анализа практически бесполезен. На основании данных аудита определяются типичные ошибки в работе торговой сети, преимущества конкурентов, выстраивается стратегия более эффективного ведения бизнеса.  

Аудит помогает выявить новые сегменты рынка, очертить перспективы и оценить выгоду от вывода на полки новых товаров, проанализировать новые тренды в изменении покупательского спроса и активности.

Сервис CheckOffice предоставляет удобные аналитические данные по итогам проведенных аудитов. Наглядно показывает, какие ошибки и недоработки исправлены, а какие нет.

Устранение нарушений

После завершения аудита и выявления проблемных зон необходимо донести информацию до ответственных сотрудников. Прежде всего выполнить то, что необходимо сделать в краткосрочной перспективе. Будь то очистка подъезда к торговой точки, раскладка товара по сроку годности или качественная рекламная акция. Установить сроки, и по их истечению провести повторный аудит. 

Сервис CheckOffice при выявлении нарушений автоматически назначает задачу ответственному сотруднику по устранению нарушения.

Заключение

По результатам исследования розничного аудита разрабатывается комплекс мероприятий по оптимизации и повышению эффективности работы компании. Комплексный аудит – это средство контроля, оптимизации и увеличение прибыли бизнеса. Конечно же, без аудита розничной торговли, как и без многих маркетинговых исследований, компания может прожить. Но до определенного времени. Всегда наступает такой момент, когда одной только интуиции для развития бизнеса недостаточно. И тогда для отслеживания адекватной ситуации на рынке нужны данные маркетинговых исследований. 

Аудит розничной торговли может помочь вам оценить эффективность вашей общей стратегии реализации розничной торговли. Выводы, полученные в результате аудита розничной торговли, настолько же важны, насколько и качество самих аудитов.  

Автоматизируйте бизнес-процесс с помощью сервиса CheckOffice. Это быстро, удобно и качественно. 
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше

Начните свой путь
к автоматизации бизнес аудитов

Улучшите свой бизнес вместе с CheckOffice

Полезные материалы

Все материалы
Внутренняя проверка ресторана японской кухни
Проверка парков отдыха и развлечений: Как обнаружить и устранить нарушения, не дожидаясь последствий
Проверка образовательных учреждений по чек-листам
Внештатная ситуация – это катастрофа или скрытый потенциал? Что думают ваши сотрудники?
25.01.2022
Полевой аудит супервайзера
Строительный контроль: как чек-лист строителей выводит компанию на новый уровень

Будь в курсе последних новостей!

Подписавшись, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Понятно