Две трети решений о приобретении новой вещи покупатели принимают, стоя у прилавка или вешалки, правильная выкладка товара может существенно увеличить продажи. Поэтому визуальный мерчандайзинг имеет огромное значение для магазина одежды.
Кроме выкладки товара важно уделить внимание дизайну витрин, планировке магазина, цветовому оформлению торгового зала, освещению и музыкальному сопровождению, размещению рекламных и навигационных элементов.
Оптимизация выкладки товара обеспечивает увеличение прибыли от единицы площади на 15 %, а совместно с правильным зонированием зала и рекламой – на 25-90 %.
Цели и базовые принципы мерчандайзинга
Главная цель мерчандайзинга – стимулирование желания покупателя выбрать и приобрести тот товар, который продвигается.
Мерчандайзинг базируется на следующих принципах:
- совместимость – расположенные рядом товары должны относиться к одному потребительскому сегменту (стиль, сезонность, ценовая категория);
- правило вытянутой руки – до нужного товара представители целевой аудитории должны доставать без труда;
- правило золотого треугольника – максимальное количество товара нужно расположить в зоне «вход – точка с самым продаваемым товаром – касса»;
- выгодное соседство – рядом с изделиями известных брендов стоит расположить неходовой товар с приятной ценой;
- комбинирование – привлекательно выглядят динамичные презентации, созданные на контрасте форм, цветов, размеров, они видны издалека и выступают «приманкой» для покупателя;
- звуки и ароматы – легкий музыкальный фон создает дружественную атмосферу, а приятные запахи поднимают настроение и подталкивают к покупке.
Секреты успешного мерчандайзинга в магазине одежды
- В витрине лучше всего продемонстрировать вещи, отображающие «средний чек» магазина и поставить указатели с ценами. Показ только дорогостоящих товаров отпугнет покупателей, а демонстрация самых дешевых – вызовет разочарование, когда будет обнаружено, что цены на другие товары выше.
- На входе в торговый зал стоит создать микс из вещей, который наглядно продемонстрирует ассортимент и ценовой уровень. Такой подход простимулирует заинтересованного покупателя к изучению всей экспозиции.
- Важно организовать трехмерное представление одежды, ведь она используется людьми в пространстве, то есть покупатель должен понимать, как вещь выглядит со всех сторон.
- Одежда – главный герой, а стеллажи, манекены и витрины нужны лишь для выгодной презентации и не должны перетягивать на себя внимание.
- Первое, на что смотрит покупатель, конечно, – вещь, а затем – ценник, поэтому эта деталь мерчандайзинга обязана быть безупречной.
- Если в магазине продается одежда для взрослых и детей, женскую и мужскую секции зала нужно разделить по возрастным группам.
- Точка фокуса на стеллажах с одеждой находится сверху по центру, это самое продаваемое место, где нужно расположить продвигаемый товар.
- Для размещения одежды предпочтительнее использовать вертикальную, а не горизонтальную группировку – человек осматривает товары сверху вниз.
- Чтобы усилить эмоциональное воздействие на покупателя, применяйте стилевые решения, дизайн и декорации.
Задачи мерчандайзера в магазине одежды
Мерчандайзер следит за выкладкой товаров и соблюдением других принципов организации торговли.
Проверку качества мерчандайзинга удобно проводить по электронном чек-листу. Он позволяет по пунктам оценить состояние витрин: чистоту стекол, отсутствие дефектов отделки и торгового оборудования, качество освещения, соответствие расстановки манекенов принятым стандартам, а презентуемой одежды – сезону.
Также оценке подлежит торговый зал: расположение оборудования по планограмме, отсутствие пыли, грязи, неприятных запахов, исправность осветительных приборов и вешалок, чистота стен, пола, потолков и зеркал. Кроме того, оценивается комфортность уровня звука музыкального сопровождения.
Особое внимание уделяется экспозиции и выкладке товаров: расположены ли во входной зоне сезонные вещи, явно ли представлены акции. Оценивается, насколько аккуратно и логично разложены товары, соответствует ли развеска одежды принятому стандарту визуального мерчандайзинга, легко ли найти бирки и ценники. Проверяется наполненность полок, подбор вещей по цветовой гамме, фокусные точки и т. д. При наличии обувного отдела и зала с аксессуарами оценке также подлежит выкладка товаров в этих зонах.
Плюсы электронного чек-листа – он всегда под рукой в смартфоне или планшете, проверка по пунктам исключает недосмотры, оценку можно дополнить комментарием и фото. На основании чек-листов в личном кабинете CheckOffice легко составить сравнительный отчет по разным периодам или магазинам.