Кейсы
new
КуулКлевер: как возможность быстро собирать данные и видеть магазины изнутри может повысить прозрачность работы
Подробнее
Все кейсы
Мероприятия
soon
Организация отдела внутреннего аудита с нуля. Практический опыт
Подробнее
Все мероприятия

Планограмма выкладки товаров

Общая информация
Поделиться

Скопировать ссылку

Больше полезного контента о контроле в бизнесе
Подписаться на канал
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше
Планограмма выкладки товаров
Больше полезного контента о контроле в бизнесе
Подписаться на канал
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше
Что такое планограмма?
Цель планограммы
Виды планограмм
Преимущества от использования планограмм
Типы планограмм
Советы по разработке планограммы
Распространенная ошибка при составлении планограммы
Контроль выкладки товаров
Заключение
Владельцы торговых точек стремятся максимально эффективно использовать физическое пространство помещений, в которых реализуют продукцию. Чтобы грамотно и эффективно расположить продукты и товары, необходимо использовать планограммы товаров.

Что такое планограмма?

Планограмма – это инструмент мерчандайзинга, который помогает розничным продавцам спланировать физическое место своего магазина с максимальной эффективностью. Таким образом, планограмма – это инструмент или модель, которая помогает розничным продавцам размещать продукты, используя при этом физическое пространство с максимальной эффективностью.

Планограммы – полезный инструмент для торгового маркетинга, который даёт множество преимуществ. Они позволяют быстро создавать различные версии того, как продукты будут структурированы в торговых помещениях. Благодаря этому, можно спланировать внешний вид полок и стеллажей, а также лучше спрогнозировать необходимый инвентарь и технические материалы.

Публикация в блоге CheckOffice
В блоге есть возможность опубликовать полезный материал и рассказать о своем опыте - это бесплатно!
Узнать подробнее

Цель планограммы

Цель планограммы – гарантировать, что каждый розничный магазин оптимизирован для продаж. Планограммы содержат конкретные инструкции для сотрудников, которые помогут им справляться с задачами организации пополнения запасов и мерчандайзинга. И сотрудники, и клиенты должны точно знать, где находятся товары, чтобы их можно было найти и купить. Используя планограмму, каждый магазин в сети может иметь аналогичную планировку, но с индивидуальными стратегиями мерчандайзинга, которые отражают региональные предпочтения.

Планограмма учитывает тенденции продаж, поведение покупателей и данные об их покупках. Это может быть диаграмма или рисунок на бумаге. Или чаще всего – цифровая визуализация, отображаемая на планшете или смартфоне.


Виды планограмм

На основе текста. Это самые простые в изготовлении планограммы, но они также наименее интуитивно понятны, с ними сложнее и медленнее работать. Такие планограммы состоят из графического изображения полки с подписанными на ней продуктами.
planograma_paper.png

На основе изображений. Эта планограмма более сложна, так как на ней подробно описывается не только расположение продуктов, но и то, как они будут выставляться.
planograma.png
Трехмерный. Это наиболее полная планограмма, которая позволяет визуализировать не только расположение и стоимость товаров, но также их количество и сопровождающие их обозначения. Находясь в 3D, эти планограммы создают визуальный макет всего отдела, максимально схожий с изображением этого раздела магазина.
5.jpg

Преимущества от использования планограмм

Размещение товара и рост продаж – это лишь две основные причины, по которым розничный торговец должен внедрять планограммы в своих магазинах. Планограммы также дают много других положительных преимуществ:
  • Распределенный потенциал продаж на каждый квадратный метр площади магазина;
  • Удовлетворение клиентов лучшей визуальной привлекательностью
  • Более строгий контроль над запасами и сокращение неликвидных товаров;
  • Более комфортная выкладка товара для сотрудников торговой точки;
  • Лучшее позиционирование сопутствующего продукта;
  • Эффективный инструмент коммуникации между персоналом.

Типы планограмм


1. Доля рынка

Это одна из самых распространенных и высокоэффективных стратегий размещения продукции. В рамках этой стратегии розничные торговцы размещают товары в соответствии со своей долей на рынке, т. е. сколько дохода приносит конкретный продукт.

2. Коммерческий статус

Эта стратегия фокусируется на размещении известных брендов в выгодном месте в розничном магазине. В наши дни люди более сознательно относятся к брендам и имеют тесные связи с ними. Поэтому зачастую бренды используют как призыв посетить торговую точку, а все остальные товары идут смежными.

3. Рентабельность

Размещение товара в розничных магазинах также основывается на размере прибыли розничных продавцов. Различные производители предлагают розничным торговцам разную норму прибыли. Если производитель предлагает более высокую норму прибыли, розничный торговец разместит этот продукт в лучшем месте. Эта стратегия подходит небольшим магазинам, у которых меньше объем продаж, и они стараются максимизировать свою прибыль за счет более высокой маржи.

4. Техника размещения по блокам

Относительно простой и быстрый способ размещения продуктов. Размещение по блокам фокусируется на размещении товара в соответствии с их характеристиками, независимо от их цены или репутации бренда.

Техника размещения по блокам самая распространенная. Это связано с тем, что розничный продавец, когда хранит товары одной категории в одном месте, дает покупателю возможность сравнить качество и цены на разные товары и, соответственно, совершить более выгодную для него покупку.

В этой технике используются два различных подхода к размещению товаров – горизонтальное размещение и вертикальное размещение:

  • Горизонтальное размещение продукта. Это метод размещения продукта, при котором розничный продавец отображает продукты на полках, расположенных рядом друг с другом, в горизонтальном порядке. Это помогает покупателям находить похожие товары одного или разных брендов.
  • Вертикальное размещение продукта. Это еще одна очень распространенная стратегия продакт-плейсмента, при которой розничные продавцы выставляют товары разных брендов на разных уровнях полок.

Советы по разработке планограммы

  1. Грамотно использовать уровни выкладки товара. Верхний уровень предпочтительно отдавать под крупную продукцию с яркой упаковкой. Уровень глаз - товары импульсного спроса или лидеры продаж.  Нижний уровень - товары с крупными, хорошо читаемыми надписями, тяжелые товары.
  2. Дублировать импульсные товары в прикассовой зоне и на проходах.
  3. Располагать продукцию малоизвестных компаний рядом с лидерами рынка. 
  4. Скоропортящиеся товары располагать в приоритетных зонах торговой точки.
  5. Регулярно менять расположения продукции, ценников и акций, создавая у покупателей чувства новизны.
  6. Располагать промо-акции в первой четверти магазина, в начале пути покупателей. 
  7. Использовать смежные товары в одной зоне. Комплектовать продукцию по какому-либо принципу.

Распространенная ошибка при составлении планограммы

И крупные сети, и мелкие розничных продавцы знают, что магазины одного размера и в одном сегменте (магазины с аналогичной структурой спроса) могут сильно различаться по плотности продаж. Использование средних значений для планирования является частой ошибкой. Которая означает, что вы никогда по-настоящему не удовлетворите потребности конкретного магазина и его клиентов, потому что каждая планограмма не оптимальна. Это приводит к упущенным продажам из-за пробелов в ассортименте и дефиците запасов.

Когда планограмма основана на среднем значении, соблюдение требований к реализации оставляет желать лучшего. Каждый магазин будет вносить изменения, чтобы учесть несоответствие между планограммой и фактическим пространством. Это означает, что запланированное размещение товара может не быть реализовано, что приведет к дефициту, в то время как товар находится на складе, а не на полке. В противном случае, слишком много места приводит к ухудшению визуального вида или низким оборотам запаса. 

Даже когда пространство совпадает, использование общих значений при построении планограмм означает, что переизбыток или недостаток товаров будет происходить гораздо чаще, чем при использовании планограмм, оптимизированных для каждого конкретного магазина. 

Крайне важно уменьшить эту неэффективность и обеспечить, чтобы запасы были скорректированы для точного размещения и заполнения каждого пространства в зависимости от спроса клиентов, поскольку эта динамика может варьироваться даже в пределах очень небольшой географической области. 

Когда планограммы отражают прогнозируемый местный спрос, можно максимизировать размер партии и график поставок по всей цепочке. Это приводит к увеличению оборачиваемости запасов. 

Оптимизация планограмм на уровне магазина может снизить затраты и увеличить продажи за счет:

  • снижения затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Пополнение в одно касание повышает эффективность магазинов и цепочки поставок.
  • снижения затрат , связанных с инвентаризацией , таких как стоимость хранения и потери запасов.
  • повышения доступности полок . Подгонка площади к спросу сокращает пополнение запасов, а также снижает потери продаж из-за ошибок или позднего пополнения запасов. Клиенты не могут покупать товары, если они находятся на складе, а не выставлены на обозрение.
  • улучшения размещения товаров. Когда у самых продаваемых товаров больше пространства и они размещены в оптимальном месте, покупателям легче их приобрести. 

Контроль выкладки товаров

20.png

Планограмма является эффективным средством для увеличения продаж в торговой точке. Она учитывает данные о покупках, тенденции продаж и поведение потребителей по конкретному магазину. Но всё это может не давать результата из-за человеческого фактора. Размещением продукции занимаются сотрудники на местах, и зачастую они могут допускать ошибки. Владельцам торговых точек необходимо контролировать работу персонала, и в этом может помочь сервис мобильного аудита на основе чек-листов CheckOffice.

Сервис упрощает работу как руководителям, так и штатным сотрудникам, обеспечивает полный цикл работ по выявлению и устранению нарушений, автоматизирует работу с чек-листами с помощью мобильных устройств и позволяет:

  • контролировать качество работы сотрудников;
  • контролировать размещение продукции на полках согласно планограмме;
  • контролировать чистоту помещения и внешний вид персонала;
  • контролировать отсутствие товара с истекшим сроком годности.
Мобильное приложение позволяет полностью отказаться от бумажной работы и концентрироваться на действительно важных бизнес-процессах. Также есть бесплатная библиотека готовых чек-листов.

Заключение

Планограммы – это наглядный способ представить, как продукты или ассортимент должны выглядеть в магазине, а также очень полезный инструмент для представления того, где следует позиционировать новые продукты. 

Планограмма – это инструмент мерчандайзинга, основной целью которого является увеличение продаж данного конкретного магазина. Используйте этот инструмент грамотно и с умом, а для контроля используйте сервис CheckOffice.


Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше

Начните свой путь
к автоматизации бизнес аудитов

Улучшите свой бизнес вместе с CheckOffice
Полезные материалы
Все материалы
Контроль качества работы колл-центра
Как контролировать продавцов: 5 работающих инструментов
Как улучшить качество обслуживания на АЗС
12.07.2024
KPI для отдела контроля качества
Как улучшить качество обслуживания клиентов в магазине: полезные советы
27.06.2024
Инвентаризация в общепите: что важно знать перед проведением
Будь в курсе последних новостей!
Подписавшись, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Понятно