Вполне вероятно, что вас, как и многих других предпринимателей, привлекает перспектива масштабирования бизнеса - и это замечательно, ведь масштабирование компании имеет множество плюсов: увеличение дохода, рост узнаваемости, интерес со стороны инвесторов и так далее. Но на практике, масштабирование — это серьезный процесс, который требует тщательной проработки, умения оптимизировать процессы и структурировать деятельность бизнеса. Если заранее не просчитать риски и не подготовить бизнес к расширению, вместо увеличения прибыли можно получить убытки.
В этой статье мы собрали пять самых распространенных проблем масштабирования, которые могут погубить даже самый успешный бизнес.
1 проблема. Отсутствие стратегии и плана внедрения
Масштабирование предполагает глобальную перестройку компании. В рамках этого этапа важно определить ваше текущее место на рынке, поставить цели, определить временные рамки, и в дальнейшем переходить к решению отдельных задач: заложить бюджет, построить воронку продаж, формализовать цепочки поставок и так далее.
Как избежать ошибок на этом этапе? Ответ прост: декомпозиция.
Понять текущее положение дел в бизнесе и выявить "узкие места" в отдельных бизнес-процессах удобно при помощи чек-листов - их регулярное заполнение сотрудниками разных отделов позволит вам увидеть самые частые проблемы, оценить слабые места в работе компании и обслуживании клиентов. В дальнейшем, основываясь на полученной аналитике, можно внести коррективы в эти процессы, например: дообучить сотрудников, ввести или скорректировать стандарты обслуживания. По итогу у вас сложится четкое представление о том, какие проблемы на данном этапе развития есть у бизнеса и что конкретно нужно улучшить для того, чтобы его масштабировать.
2 проблема. Выбор неподходящих людей для работы
Зачастую, это одно из самых сложных препятствий на пути к масштабированию. Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от выбора сотрудников, обладающих нужными вам знаниями и навыками. Люди в данном случае - это своего рода долгосрочная инвестиция, поэтому перед тем, как нанимать новых сотрудников в рамках расширения бизнеса, стоит тщательно подумать о том, что нового и полезного они смогут привнести в ваш бизнес, как они будут работать в команде, насколько им близка ваша культура.
3 проблема. Сохранять структуры управления по мере роста
Если сейчас в компании работает 50 человек, а в планы входит расширение штата до 200 сотрудников, имеет смысл заранее продумать механизмы управления и координации деятельности всех работников. Тут также стоит рассмотреть возможность перехода на более сложные ПО, позволяющие полноценно планировать ресурсы, координировать бизнес-процессы, управлять рабочим временем и так далее.
4 проблема. Конкуренция по цене
Еще одна частая ошибка при масштабировании бизнеса - думать, что при увеличении производства появится возможность снизить цену без ущерба для общей прибыли. Конечно, в некоторых отдельных случаях это работает, однако с точки зрения долгосрочной перспективы это приведет к негативным последствиям, поскольку со временем будет все сложнее конкурировать с другими компаниями за счет низкой цены. Более выигрышная стратегия в данном случае - конкурировать за счет качества, уровня обслуживания клиентов и так далее.
5 проблема. Игнорирование возникающих проблем
Конечно, работать с возникающими в компании проблемами нужно всегда, вне зависимости от ваших планов касаемо расширения. Но, поскольку масштабирование является стрессовой ситуацией как для сотрудников, так и для руководства, могут возникать проблемы, с которыми компания никогда ранее не сталкивалась. Не стоит убеждать себя в том, что все в порядке - владелец бизнеса должен оперативно отслеживать проблемные ситуации и правильно на них реагировать.
Масштабирование бизнеса - это важная и достаточно сложная часть в процессе роста компании. Существует множество подводных камней, аспектов, от которых может зависеть прибыль, рост и стабильность работы бизнеса. Именно поэтому нужно тщательно спланировать процесс масштабирования, чтобы избежать возникновения ошибок.