Франшиза - это бизнес, который работает от имени крупного бренда и реализует его стратегии. Франшиза может стать перспективным способом начать собственное дело и избежать проблем, которые возникают у большинства предпринимателей на старте - но только в том случае, если будущий франчайзи подошел к покупке франшизы осознанно и просчитал все возможные риски. В этой статье расскажем о том, что важно проверить перед покупкой франшизы.
Проверить регистрацию товарного знака
Покупка франшизы подразумевает получение права на использование ее товарного знака. Проверить регистрацию товарного знака можно несколькими способами:
- Через бюллетени Федерального института промышленной собственности (ФИПС)
- Через открытые реестры ФИПС
- Через международную систему TMview для поиска информации о товарных знаках РФ и других стран
Важно также проверить вид деятельности по Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ). Например, если кофейня зарегистрирована в классе «разработка компьютерного программного обеспечения», значит, будущий франчайзи не сможет использовать товарный знак этой кофейни для оказания услуг общественного питания.
Юридическая проверка
Такая проверка поможет понять, действительно ли компания-франчайзер является действующим юридическим лицом, уплачены ли налоги и нет ли в ее отношении принятых решений о ликвидации. Помимо этого, стоит проверить участие компании в судебных спорах с поставщиками, франчайзи или другими партнерами.
Где узнать эти данные?
- Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП помогут узнать основной вид деятельности и дату регистрации юридического лица
- Картотека арбитражных дел даст возможность собрать сведения о судебных делах
- Всероссийская система проверки контрагентов содержит данные о финансовом положении компании, о ее учредителе и так далее
Изучить договор
Отношения между франчайзи и франчайзером регулируются договором коммерческой концессии. Согласно ему, одна компания может разрешить другой работать под своим товарным знаком, то есть использовать название, логотип и другие обозначения бренда. А также может передать права - например, возможность использовать секреты производства.
У настоящей франшизы должен быть Договор Коммерческой концессии или Лицензионный договор, которые по законодательству РФ подлежат регистрации в Роспатенте. В договоре особое внимание следует уделить:
-
Сроку действия договора и условиям его продления
-
Условиям сотрудничества
-
Условиям ценообразования
-
Консультационной поддержке франчайзи
-
Условиям расторжения договора
Изучить финансовую модель франшизы
Финансовая модель должна отражать несколько параметров.
- Инвестиционные затраты. К ним относятся лицензионные сборы, оборудование, декор интерьера, начальный запас товаров, обучение персонала и другие расходы.
- Роялти и лицензионные сборы. Франчайзер обычно взимает роялти и лицензионные сборы за право использования бренда и поддержку.
- Прогнозирование выручки. При этом важно учитывать различные факторы, такие как конкуренция, рыночный спрос, местоположение и маркетинговые усилия.
- Операционные расходы. Сюда входят аренда помещения, заработная плата, коммунальные услуги и так далее. Это позволит понять статьи расходов и планировать эффективные стратегии их сокращения.
- Прогноз прибыли и убытков. Составление прогноза поможет определить, через какой период времени франшиза начнет приносить прибыль.
- Обеспечение финансовой устойчивости. Важно заложить резервы на непредвиденные ситуации - это поможет предпринимателю гибко реагировать на изменения и обеспечивать стабильность бизнеса.
- Оценка возврата инвестиций (ROI). Расчет позволяет понять, как быстро предприниматель окупит вложенные средства.
Посетить действующие франшизы и проанализировать их работу.
Так вы увидите, как работает бизнес, сможете пообщаться с сотрудниками и клиентами, оценить качество товаров и услуг. Это позволит взглянуть изнутри на работу компании, ее отношение к контролю качества, понять некоторые составляющие бизнес-процессов.
Проверить активность в онлайн-пространстве
Социальные сети, сайт, отзывы в картах, публикации в СМИ - из этих ресурсов также можно почерпнуть много полезных знаний о компании-франчайзере.
Что важно проверять после приобретения франшизы?
Качество товаров/услуг
У компании-франчайзера, как правило, есть список определенных требований к тому, как должна функционировать франшиза. Соблюдать эти требования удобно при помощи регулярного контроля - это поможет оценивать соответствие внутренним требованиям и стандартам компании-франчайзера, а также следить за соблюдением и улучшать качество товаров или услуг.
Соблюдение фирменного стиля
Франчайзинговая сеть имеет внутренние стандарты фирменного стиля, которые обычно закреплены в брендбуке. Франчайзи обязан соблюдать эти требования и оформлять помещение в соответствии с требованиями.
Контролировать соблюдение стандартов качества удобно при помощи чек-листов. Так, даже в случае обнаружения нарушений, вы сможете оперативно их устранить, не дожидаясь санкций со стороны компании-франчайзера.
К сожалению, проводить проверки вручную неэффективно - это отнимает много времени и не гарантирует достоверности данных, потому что нельзя исключить влияние человеческого фактора. Для того, чтобы контроль по чек-листам был более эффективным, его можно автоматизировать при помощи сервиса электронных чек-листов CheckOffice.
-
Можно создать свои чек-листы, либо выбрать готовые шаблоны из библиотеки.
-
Интерфейс мобильного приложения будет интуитивно понятен всем работникам.
-
Возможность добавлять фото и видеоматериалы, а также опция запрета загрузки медиа из галереи телефона сделает результаты проверки объективными, потому что минимизируется “человеческий фактор”.
-
В разделе “аналитика” автоматически собираются данные всех проверок, формируются в таблицы и графики, чтобы сделать восприятие информации наглядным.