Росздравнадзор проверяет безопасность и качество медицинских изделий, а также обращение лекарств, соблюдение требований к оказанию медицинской помощи и многое другое. Если инспекторы в ходе проверки найдут нарушения - могут выписать штраф или вовсе аннулировать лицензию.
В 2023 году Росздравнадзор провел 238 внеплановых проверок в связи с угрозой причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и 188 внеплановых проверок, связанных с индикаторами риска.
Среди типичных нарушений:
- Отпуск лекарств без рецепта врача
- Несоблюдение правил учета препаратов категории ПКУ
- Отсутствие контроля за сроками хранения рецептов
- Невыполнение порядка учета лекарств с ограниченным сроком годности
- Отсутствие контроля за их своевременной реализацией
В статье расскажем, как подготовиться к проверке Росздравнадзора, чтобы избежать негативных последствий.
Как проводятся проверки Росздравнадзора?
Есть несколько видов контрольных мероприятий Росздравнадзора, полномочия инспекторов при проведении проверок приведены в таблице.
Инспекторы Росздравнадзора проводят проверки по законодательным проверочным листам. Они есть в открытом доступе на официальном сайте ведомства. Поэтому самый эффективный способ подготовиться к проверкам - регулярно оценивать свою организацию по этим проверочным листам. Их можно распечатать и заполнять вручную самостоятельно - но, к сожалению, такой подход имеет ряд недостатков:
-
Результаты проверок по бумажным чек-листам нужно обрабатывать вручную
-
Нет возможности оперативно устранять нарушения
-
Нет гарантии достоверности данных - не все сотрудники готовы признавать свои ошибки и честно фиксировать нарушения
-
Результаты проверок невозможно проанализировать в динамике и выявить закономерности, чтобы принять меры по их избежанию в дальнейшем
Эффективное решение в данном случае - использовать электронные чек-листы. Сервис мобильного аудита на основе электронных чек-листов CheckOffice полностью автоматизирует процесс проведения регулярных проверок - это позволяет на раннем этапе выявить нарушения процессов и проконтролировать работу сотрудников.
- Можно создать свои чек-листы, либо выбрать готовые шаблоны из бесплатной библиотеки. Сейчас в разделе “Проверки Росздравнадзора” доступно 25 чек-листов на основе законодательных требований, а в разделе “Медицина и фармацевтика” - около 50 чек-листов, которые помогут проконтролировать работу аптечных и медицинских организаций.
- Простой интерфейс мобильного приложения будет интуитивно понятен всем работникам.
- Возможность добавлять фото и видеоматериалы, а также опция запрета загрузки медиа из галереи телефона сделает результаты проверки максимально объективными, потому что минимизируется “человеческий фактор”.
- В разделе “аналитика” автоматически собираются данные всех проверок, формируются в таблицы и графики, чтобы сделать восприятие полученной информации максимально простым и наглядным. Так вы сможете анализировать результаты за разные периоды времени, выявлять тенденции и работать над первопричинами нарушений.
Что проверить до прихода Росздравнадзора?
Чек-лист состоит из 131 пунктов. В ходе контрольного мероприятия инспекторы проверяют соблюдение врачебной тайны, заполнение информированных добровольных согласий, условия пребывания в медицинской организации, порядок оказания платных услуг и многое другое.
Чек-лист содержит 11 пунктов, которые связаны с оценкой и анализом этапов оказания медицинской помощи, правил организации медицинской деятельности, соблюдением штатных нормативов и так далее.
-
Соблюдение ограничений медицинских работников и руководителей медицинских организаций и ограничений фармацевтических работников и руководителей аптечных организаций.
Эти чек-листы помогут вам оценить соблюдение правил общения с представителями фармацевтических компаний и медицинских организаций, наличие сувенирной продукции, образцов препаратов и медицинских изделий для вручения в качестве подарков пациентам. Если в клинике предоставляют неполную информацию о лекарственных средствах и не информируют о более дешевых препаратах-аналогах, инспекторы Росздравнадзора могут привлечь к ответственности.
Чек-лист включает в себя 110 пунктов, которые направлены на оценку качества и безопасности оказываемых медицинских услуг: скорость реакции на жалобы пациентов, ведение внутреннего контроля и так далее.
Чек-лист состоит из 144 вопросов. По нему проверяют систему обеспечения качества хранения препаратов, состояние помещений, а также оборудование, которое используется для хранения.
Чек-лист состоит из 31 пункта и проверяет соблюдение требований к обращению лекарственных средств: правила отпуска, передачи, реализации и продажи.
Чек-лист состоит из 16 пунктов. По ним проверяющие оценивают, есть ли у организации договор с компанией, которая занимается уничтожением лекарств, есть ли копия лицензии этой организации, имеются ли акты на уничтожение лекарственных средств и отправляют ли их в Росздравнадзор.
Есть и другие требования Росздравнадзора, которые можно проконтролировать при помощи электронных чек-листов.
Использование электронных чек-листов в сервисе CheckOffice даст возможность автоматизировать процесс проведения проверок, оперативно выявлять и устранять нарушения, чтобы избежать санкций со стороны Росздравнадзора.