Мерчандайзинг - это деятельность, которая помогает эффективно демонстрировать покупателям товары и побуждает их к совершению покупок в магазине. Мерчендайзинг определяет ассортимент продукции, выкладку товара, варианты организации торгового пространства, информационное обеспечение торгового зала и многое другое.
В статье расскажем о главных трендах эффективного мерчендайзинга в 2024 году.
Эмоциональность
Торговое пространство должно вызывать эмоциональный отклик - это напрямую влияет на потребительское поведение. Температура, свет, запахи, фоновая музыка, удобное расположение и устройство оборудования, возможность потрогать и попробовать товар - все это способно привлечь или оттолкнуть покупателя. Особенно это касается товаров выборочного спроса: одежды, электроники и мебели.
Например, вам нужно подобрать новую рубашку. Вы заходите в магазин. Узкие проходы, мало света, странный запах, навязчивая громкая музыка и вещи, которые огромными неструктурированными стопками сложены на полках. К вам сразу подходит консультант, приветствует вас, а затем не отходит ни на шаг, пристально наблюдая за каждым вашим действием. Скорее всего, вам станет неуютно.
Вы заходите в следующий магазин. Внутри него гораздо более просторно и уютно: интерьер в едином стиле, вещи расположены по категориям, много света, тихая музыка, доброжелательный, но ненавязчивый персонал. Вы чувствуете себя комфортно и с большей вероятностью останетесь в магазине, чтобы купить нужный товар.
В этом и заключается суть эффективного мерчендайзинга - создать эмоциональный фон, который будет комфортным для покупателя.
Геймификация
Геймификация дает покупателю возможность мысленно завладеть товаром. Например, в магазинах электроники почти все мобильные устройства или ноутбуки выставлены на стендах, чтобы покупатель имел возможность подержать устройство в руках, сделать фото или протестировать работу приложений.
Геймификация может быть выражена и в других формах. Например, можно поставить сенсорные панели внутри магазинов, где покупатель может сыграть в игру и получить бонусы, или создать подобные игры внутри мобильного приложения. Другой популярный вариант геймификации - викторины, которые могут быть основаны на истории вашего бренда или на знании отдельных категорий товаров.
Геймификация позволяет бренду выделиться и подчеркнуть свои преимущества. К тому же, игра, которая вызывает положительные эмоции, стимулирует человека делиться своим опытом с другими.
Омниканальность
Омниканальность - это интеграция физических магазинов с цифровыми платформами. Например, покупатель может отсканировать QR-код, чтобы узнать дополнительную информацию о товаре на сайте магазина или в мобильном приложении. При этом важно учитывать визуальную составляющую - оформление физического магазина, мобильного приложения или веб-сайта должно быть выполнено в единой концепции. Покупатель будет в замешательстве, если интерьер офлайн-магазина одежды нейтральный, с преобладанием пастельных оттенков, а в мобильном приложении его встречают кислотные цвета и акцентные шрифты. У вас должна быть единая концепция, которая будет отражать вашу идентичность в глазах покупателя.
Креатив
Большинство магазинов визуально одинаковы: схожие стили выкладки товаров, приемы в оформлении и так далее. Выделиться на общем фоне можно при помощи креатива. Это может быть что угодно - от минимализма и экологичных материалов в оформлении до нестандартных манекенов и обилия декоративных элементов. Но не забывайте про целевую аудиторию - если у вас магазин мужской офисной одежды, то не стоит украшать интерьер розовыми перьями и неоновыми надписями. Хотя и такой подход имеет место быть.
Экологичность
Тренд на экологичность остается актуальным и выражается прежде всего в оформлении. Это может быть, например:
- Использование более натуральной, спокойной цветовой гаммы в интерьере
- Упаковка из перерабатываемого пластика
- Биоразлагаемые пакеты
- Использование деревянных материалов в оформлении витрин
Автоматизация
Важно регулярно поддерживать соблюдение правил мерчендайзинга: контролировать выкладку, ассортимент продукции, следить за организацией торгового зала и так далее. Это удобно делать при помощи чек-листов.
К сожалению, проводить проверки вручную неэффективно - это отнимает много времени и не гарантирует достоверности данных, потому что нельзя исключить влияние человеческого фактора. Автоматизировать процесс проведения проверок можно при помощи сервиса электронных чек-листов CheckOffice.
-
Можно создать свои чек-листы, либо выбрать готовые шаблоны из библиотеки.
-
Интерфейс мобильного приложения будет интуитивно понятен всем работникам.
-
Возможность добавлять фото и видеоматериалы, а также опция запрета загрузки медиа из галереи телефона сделает результаты проверки объективными, потому что минимизируется “человеческий фактор”.
-
В разделе “аналитика” автоматически собираются данные всех проверок, формируются в таблицы и графики, чтобы сделать восприятие информации наглядным.
На вебинаре 11 апреля в 11:00 по мск мы расскажем подробнее о том, как проводить автоматизированные проверки и контролировать качество работы персонала по электронным чек-листам с помощью сервиса мобильного аудита CheckOffice.