В России число заведений общественного питания на душу населения существенно меньше, чем в Европе и США. Тем не менее их количество растет, а уровень доверия наиболее высок к заведениям, сумевшим заинтересовать и удержать гостя.
Россияне все чаще начинают питаться вне дома и готовы пробовать новое, а рестораны меняются, чтобы улучшить сервис и удержать клиентов. В этой статье мы поговорим о главных трендах ресторанного бизнеса и о том, куда нужно двигаться, чтобы добиться успеха на этом поприще.
Автоматизация на всех этапах
Автоматизация работы – главный тренд нового времени. Она позволяет отладить бизнес-процессы, улучшить сервис и снизить издержки. В этом году еще больше рутинных операций будет автоматизировано.
- Автоматизация работы склада обеспечивает контроль расхода продуктов, облегчает управление себестоимостью, составление плана закупок и помогает бороться с пересортицей.
- Планшеты для официантов позволяют автоматически доставлять заказы в кассу и на кухню, что минимизирует ошибки по причине человеческого фактора, оптимизирует очередь заказов и улучшает сервис.
- Киоски самообслуживания – электронная замена кассирам, помогают принимать заказы и взаимодействуют с посетителями путем рекомендаций, например, подсказывают, какой десерт выбрать к заказанному напитку.
- Электронные чаевые – удобные системы вознаграждения официантов при расчете банковской картой или ApplePay / GooglePay. Согласно опросу Сбербанка сегодня 72 % гостей ресторанов и 63 % посетителей кафе рассчитываются электронными деньгами, а это значит, что всем заведениям общественного питания пора задуматься об автоматизации приема чаевых.
- Мобильный предзаказ блюд. Возможность сделать предзаказ через приложение из дома, офиса или по пути в ресторан становится необходимостью при нашем быстром темпе жизни. У многих посетителей нет времени ждать, пока приготовится блюдо, это нередко заставляет их есть в спешке или отказываться от десерта. Введение предзаказа устранит проблему и увеличит сумму среднего чека.
- Чек-лист для проверки ресторана – важнейший инструмент контроля. Человеку должно быть приятно находиться в ресторане, а значит, на первое место выходит чистота и порядок. Чек-лист – это приложение, которое позволяет быстро и максимально тщательно провести проверку прилегающей территории, входной группы, туалетных комнат, зала, бара, линейного персонала, не пропустив ни единой детали. Дает возможность проконтролировать соблюдение стандартов качества и выполнение установленных в ресторане регламентов, составить отчет для руководства, отследить ситуацию в динамике.
Мегатренды food-ритейла
«Совковые» методы ведения бизнеса канули в лету, им на смену пришла совершенно другая ресторанная культура. Чтобы оставаться на плаву и привлекать больше клиентов, заведения внедряют инновации и преображаются. В дополнение к технологическим тенденциям в виде автоматизации появляются и другие тренды.
- Гостецентричность – модель бизнеса предполагающая, что в основе всех активностей и изменений стоит гость. Исходя из его пожеланий, а не собственных предпочтений, строятся бизнес-процессы, сервис, запускаются новые продукты.
- Персонализация – общение с клиентом со знанием его предпочтений достигается путем внедрения CRM-системы и системы управления лояльностью гостей. Зная, что клиент заказывал раньше, проще делать рекомендации, предлагать персональные наборы.
- Ориентир на качество продуктов. Для поколений Y, Z важны качество продуктов и их состав. Сегодня работает принцип самовыражения через питание, поэтому рестораны начинают уделять особое внимание вегетарианским и детским блюдам, истории происхождения продуктов, способам приготовления, указывают калорийность.
- Моноконцепции – ориентир на конкретные продукты. Такой принцип построения бизнеса набирает все большую популярность, и это востребовано потребителями. Большие концепции постепенно разбиваются на более мелкие, с узким смыслом: рестораны ЗОЖ, рыбные заведения, мясо и пиво… Главный посыл – такие заведения делают что-то одно, но лучше всех.
- Этичное потребление и экологичность. Прогрессивные заведения активно переходят на безотходное производство и снижают количество пластика. На это отзывчиво откликаются представители поколений Y, Z с ответственной моделью поведения, которых с каждым днем становится больше.
- Фуд-корты нового типа. Открываются новые фуд-корты, бар-корты, фуд-холлы, где несколько заведений разных концепций работают на одной площадке. Секрет их популярности в ценах, которые ниже, чем в ресторанах (не в ущерб качеству) и более быстром обслуживании, что важно для больших городов. Из позиции «быстрой жизни» вытекают еще несколько трендов:
- street food – перекусы на ходу;
- dark kitchen (темная кухня) – рестораны, работающие только на доставку и арендующие помещения в районах с низкой ценой аренды;
- предзаказ.
Внедряя инновации, руководству нужно позаботиться о соблюдении новых стандартов работы. Удобнее всего организовать контроль посредством аудита с помощью чек-листов.