Торговый аудит — способы, инструменты, результаты. Checkoffice
Заявка
Краткая информация о форме, правилах заполнения, шагах заполнения формы. * - поля обязательные для заполнения
close
Главная
Направления
Возможности Блог
О компании
8 800 511 04 08
Звонок по России бесплатный
close
close

Торговый аудит — способы, инструменты, результаты. Checkoffice

Торговый аудит — способы, инструменты, результаты. Checkoffice

Что такое розничный аудит

Под розничным аудитом или аудитом торговых точек понимают исследования, направленные на всесторонний анализ и сбор данных по ассортименту, наличию и запасу товаров, их стоимости, общей представленности в торговых точках, наличия рекламных материалов, качества работы персонала, а также ценовой политики конкурентов.

Розничные аудиты — это регулярное исследование, проводимое в розничных торговых точках. Подразделяются на четыре вида:

  1. Аудит мерчандайзинга 
  2. Аудит обслуживания клиентов 
  3. Аудит предотвращения потерь 
  4. Аудит охраны труда и техники безопасности
Давайте разберём каждый способ подробнее. 

покупатель выбирает товар на полке

Аудит мерчандайзинга

Аудит мерчандайзинга изучает и рассматривает следующие моменты: расположение магазина и внешние условия (парковка, витрины, фасад здания, вывеска), планировка торгового зала (включая дизайн, торговое оборудование, освещение), выкладка товара и другие. Выкладка товара в торговом зале является одной из фундаментальных основ, на которой базируется мерчандайзинг. Большую роль играет, как и по каким правилам товар размещается на полках. Тайное или открытое изучение и съемка выкладки товара позволяют выявить ошибки в работе мерчендайзера, оценить динамику продаж и внести возможные корректировки в планограмму.

Аудит обслуживания клиентов

Аудит обслуживания клиентов в первую очередь направлен на выявление проблем и недочётов сотрудников при работе с клиентами. Многие потребители отказываются от товаров и услуг из-за плохой работы сотрудников торговой точки. При высококлассном сервисе и качественной консультации покупатели чаще совершают повторную покупку.

Аудит предотвращения потерь

Одной из проблем торговых сетей является борьба с потерями. Потери можно разделить на две группы: известные и неизвестные. К известным потерям можно отнести — списания просроченной продукции, списания некачественной продукции, потери на усушку, раскрошку продукции и т. д. К неизвестным — кражи, воровство, недостача на кассах, приёмка товара без пересчёта количества.


Аудит предотвращения потерь, в первую очередь, направлен на получение данных о факторах, влияющих на показатель потерь. Таких как:

покупатель возле овощного отдела

Аудит охраны труда и техники безопасности

Охрана труда — это система мероприятий, профилактики и контроля, которая направлена на обеспечение безопасности здоровья, жизни и условий труда сотрудников на предприятии. Задача аудита по охране труда – зафиксировать несоответствия по охране труда, предоставить отчёты о возможных нарушениях. В результате — снизить риск получения травм сотрудниками и посетителями торговой точки. Аудит охраны труда и техники безопасности включает большой список контрольных пунктов, ниже представлены некоторые из них:

Мы рассмотрели основные виды торгового аудита. Теперь давайте обсудим преимущества розничного аудита, как его эффективно проводить, какие цели ставить и как анализировать полученные данные.

Преимущества розничного аудита

Преимущества аудита – это оперативное получение информации о том, какие марки товара представлены в рознице, насколько они доступны, по какой цене и в каких объемах продаются. Проверка магазинов на наличие в них рекламных материалов, соответствующих данной торговой точке, а также на предмет представленности продукции конкурентов. С помощью аудита можно получить как количественные данные, необходимые для определения структуры рынка, прогнозов его развития, так и качественные. В последнем случае аудит позволяет решать следующие задачи:

Ручная проверка аудита

Зачастую ритейл использует ручку и бумагу для аудита розничной торговли, что создает ряд проблем: 

Использование чек-листов на бумаге часто дискредитирует саму идею из-за слишком долгой обработки и отсутствия оперативной обратной связи. Если в вашем чек-листе есть проверка чистоты полов, то обратная связь через день уже является запоздалой. Избежать этих трудностей и проблем можно, используя мобильный аудит CheckOffice. 

Мобильный аудит CheckOffice

Мобильный аудит CheckOffice

Современным подходом к организации проверок и аудитов торговых точек является использование специальных облачных сервисов, основу которых составляют электронные чек-листы на личных мобильных или корпоративных устройствах аудиторов. Аудиты могут планироваться заранее или создаваться сразу по факту прибытия аудитора на инспекцию в торговую точку.  

Заполнение чек-листов осуществляется на мобильном устройстве с автоматической отправкой задачи директору магазина. Если проверяющий выявляет нарушение, то отчеты моментально поступают на сервер. Доступ к ним получают ответственные сотрудники, чтобы провести внутреннюю аналитику. Таким образом можно отслеживать слабые позиции, оценивать динамику развития торговой точки в целом и по отдельным критериям, сравнивать ее результаты с другими, делать срезы по всем филиалам в рамках сегментарных исследований и многое другое.

Как эффективно проводить аудит

Проведение аудиты можно разделить на пять этапов. 

Первый этап. Формируем выборку и составляем план. В выборку должны быть включены торговые точки, находящиеся в разных районах города и отличающиеся друг от друга по типу (киоск, супермаркет, традиционный магазин). План аудита составляется с учетом количества продуктовых направлений по которым проводится аудит. 

Второй этап заключается в приглашении на инструктаж аудиторов и его проведение. Перед проведением инструктажа аудитор заполняет анкету. Содержание инструкций готовится заранее и преподносится аудитору в сжатом виде. Внимание акцентируется на сроках выполнения работ, поэтапном выполнении задания, правильном заполнении бланков. Кроме того, необходимо передать работникам в устной или письменной форме стандарт фотографирования, который осуществляется следующим образом:

Третий – собственно, проведение исследования, в процессе которого осуществляется координирование аудиторов, замена при необходимости торговых точек или аудиторов и контроль качества полученных от работников данных.  

Четвертый этап подразумевает внесение данных, проверку введенных данных и расчет статистических показателей. И переход к пятому этапу (заключительному) основывается на приведении рассчитанных показателей в табличный вид, написание текстовой части отчета, согласование времени презентации, приглашение заинтересованных лиц.

Определите цель аудита 

Укажите в приложении, что именно вам необходимо измерить с помощью аудита. Присвойте каждой цели числовые значения в качестве параметра успеха. Цели могут быть: 

Для определения целей можно использовать принцип построения SMART. Принцип позволяет обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.  

У всех целей должен быть конечный результат и сроки. Необходимо на этапе планирования определиться, какие результаты положительные (устранение недостатков выявленных в прошлый раз, снижение общего количества проблемных мест), а какие отрицательные (бездействие, отсутствие реакции на выявленные недостатки, халатное устранение недостатков).

Создайте чек-лист 

Чек-листы являются универсальным инструментом, позволяющим контролировать любые аспекты и процессы. К примеру, по чек-листу можно оценивать чистоту фасада, стен, входной группы, т.е. общее состояние помещения. Либо аудиту можно подвергнуть товарные полки и товары на них, выявляя нарушения по фейсингу, планограмме, дырам в выкладке, актуальным ценникам. Сам чек-лист создается на основании ваших целей и задач. Вы создаёте специальный чек-лист под свой аудит или можете воспользоваться бесплатной библиотекой шаблонов чек-листов CheckOffice. 

В библиотеке более 350 готовых шаблонов для разных сфер бизнеса. Вот лишь некоторые из них: 
Не нашли нужный? В сервисе есть удобный конструктор, для создания чек-листов под ваши задачи.
Конструктор чек-листов в CheckOffice

  Также в сервисе CheckOffice удобно настраивать: ответы да/нет, шкалы от и до, числовое поле, кг, рубли и т.д. 

Способы сбора информации 

Получение данных при проведении аудита торговых точек обычно осуществляется несколькими способами. Первый способ –«полевой» (выездной) заключается в непосредственном сборе данных в торговых точках, по телефону, электронной почте, через информацию на веб-сайте, а также путем совершения «тайной покупки». Второй способ – «кабинетный», когда информация собирается из любых доступных внешних источников: по данным статистики, отраслевых ассоциаций, рыночных экспертов и других известных агентств. 


«Вооруженные» специализированными приложениями аудиторы могут достаточно легко осуществлять сбор данных «в полях», а инициаторы аудита, в свою очередь, практически в реальном режиме времени отслеживают результаты проверки, получают доступ к аналитической и оперативной отчетности. В сервисе CheckOffice есть возможность добавлять фотографии, видео-, аудиозаписи и комментарии. Все данные хранятся в едином месте. Благодаря функции «живые фото» аудитор будет предоставлять только актуальные фотографии и не сможет загружать уже отснятые. 

Анализ результатов

Проведения аудита торговой сети без последующего анализа практически бесполезен. На основании данных аудита определяются типичные ошибки в работе торговой сети, преимущества конкурентов, выстраивается стратегия более эффективного ведения бизнеса.  

Аудит помогает выявить новые сегменты рынка, очертить перспективы и оценить выгоду от вывода на полки новых товаров, проанализировать новые тренды в изменении покупательского спроса и активности.

Сервис CheckOffice предоставляет удобные аналитические данные по итогам проведенных аудитов. Наглядно показывает, какие ошибки и недоработки исправлены, а какие нет.

Устранение нарушений

После завершения аудита и выявления проблемных зон необходимо донести информацию до ответственных сотрудников. Прежде всего выполнить то, что необходимо сделать в краткосрочной перспективе. Будь то очистка подъезда к торговой точки, раскладка товара по сроку годности или качественная рекламная акция. Установить сроки, и по их истечению провести повторный аудит. 

Сервис CheckOffice при выявлении нарушений автоматически назначает задачу ответственному сотруднику по устранению нарушения.

Заключение

По результатам исследования розничного аудита разрабатывается комплекс мероприятий по оптимизации и повышению эффективности работы компании. Комплексный аудит – это средство контроля, оптимизации и увеличение прибыли бизнеса. Конечно же, без аудита розничной торговли, как и без многих маркетинговых исследований, компания может прожить. Но до определенного времени. Всегда наступает такой момент, когда одной только интуиции для развития бизнеса недостаточно. И тогда для отслеживания адекватной ситуации на рынке нужны данные маркетинговых исследований. 

Аудит розничной торговли может помочь вам оценить эффективность вашей общей стратегии реализации розничной торговли. Выводы, полученные в результате аудита розничной торговли, настолько же важны, насколько и качество самих аудитов.  

Автоматизируйте бизнес-процесс с помощью сервиса CheckOffice. Это быстро, удобно и качественно. 
back
Назад
Вверх
Демо доступ