Открытие продуктового магазина – одно из самых беспроигрышных решений для начинающего предпринимателя в условиях экономической нестабильности. Продукты питания гарантированно пользуются спросом, но, чтобы выдержать конкуренцию крупных сетевиков, нужно продумать УТП и обеспечить достойный уровень сервиса.
Что делаем на старте?
- Выбираем помещение и оформляем его согласно санитарным нормам.
Если планируется арендовать место на рынке или в торговом центре, соблюдение требований МЧС и СЭС – задача арендатора. При открытии лавки в отдельном здании нужно все предусмотреть самостоятельно.
- МЧС проверяет соблюдение требований пожарной безопасности:
- наличие основного и запасного выхода;
- исправность пожарной сигнализации;
- изолированность проводки;
- отделку помещения на отсутствие легковоспламеняемых материалов;
- присутствие огнетушителя и плана эвакуации.
- СЭС проверяет:
- оборудование места для мытья рук;
- обустройство санузлов;
- оформление подсобки для работников;
- отделочные материалы и плафоны светильников (должны легко мыться).
- Регистрация бизнеса. Официальная регистрация магазина обязательна. В большинстве случаев для магазина в формате «у дома», овощной и мясной лавки подходит ИП или ООО.
- Найм сотрудников и контроль оформления ими санитарных книжек – обязательное условия для торговли продуктами питания.
Как организовать контроль работы?
Когда все разрешения получены, ассортимент и поставщики продукции определены, а персонал проинструктирован и приступил к выполнению своих обязанностей, самое время наладить контроль работы. Качественный контроль позволит «отшлифовать» процессы до автоматизма и добиться хорошего сервиса.
Даже отличные работники могут уклоняться от выполнения некоторых функций, если чувствуют вседозволенность. Регулярные проверки – дисциплинируют и формируют правильную привычку все делать сразу и хорошо.
Чтобы действовать так же четко, как Елена Летучая в телепередаче «Ревизорро», стоит вооружиться электронными чек-листами. Они намного удобнее бумажных: доступны со смартфона, который всегда под рукой, позволяют легко сравнить отчеты за разное время и по разным магазинам (если у вас их несколько). А главное – организация проверки по чек-листу исключает недосмотры, потому что оценке подлежит каждый значимый пункт.
Какие чек-листы понадобятся для проверки продуктового магазина?
- Чек-лист оценки сотрудников. Позволяет оценить внешний вид работников разных отделов, соблюдение чистоты и порядка в магазине, своевременность пополнения витрин продукцией, вежливость и осведомленность персонала, помощь покупателям.
Кроме того, прилавки проверяются на отсутствие продукции с истекшим сроком годности / хранения. Оценивается чистота весов и слайсеров для нарезки сыра и мяса, наличие достаточного количества одноразовых контейнеров и т. п.
Электронный чек-лист можно на свое усмотрение дополнить любыми пунктами, в зависимости от того, какие отделы есть в магазине. Или напротив исключить лишние пункты в случае, если торговля ведется исключительно мясом или овощами.
- Чек-лист оценки продуктового магазина. Проверке подлежит прилегающая территория и фасад здания магазина, наличие и правильность оформления уголка потребителя, чистота торгового зала и оборудования, кассовой зоны, складских и подсобных помещений, уборных.
Внимание уделяется состоянию вывески и мусорных корзин, наличию маркетинговых материалов, исправности осветительных приборов, выкладке товаров в соответствии с принятыми стандартами, присутствию ценников и пакетов на кассе.
- Чек-лист оценки кассира. Позволяет оценить порядок на рабочем месте, знания кассовой дисциплины и правил инкассации, работу с покупателями.
Проверяется чистота кассовых лент и оборудования, наличие бонусных карт, пакетов и аккуратность расстановки акционных товаров. А также знание правил безопасности работы на кассе, вежливость при обслуживании покупателей, информирование об акциях и бонусах, озвучивание суммы и сдачи при выдаче чека.
Удобство электронных чек-листов состоит в их простой отладке под себя. Каждый пункт проверки можно дополнить фото и комментарием, а также поставить задачу для ответственного сотрудника.
Как часто проводить проверки в продуктовом магазине, каждый собственник решает индивидуально. Но лучше делать это регулярно: ежедневно или раз в три дня, чтобы держать персонал в тонусе и не допускать халатности. Не лишним будет также время от времени проводить проверку «тайный гость», чтобы объективно оценить сервис с точки зрения покупателя.