Несмотря на продление в 2024 году моратория на плановые проверки для бизнеса, Роспотребнадзор все еще может прийти с проверкой в некоторых случаях. Например, если на салон красоты поступили жалобы от клиентов. Подробнее об основных нюансах проверки Роспотребнадзора мы рассказывали в другом материале. В этой статье рассмотрим конкретные шаги для подготовки салона красоты к проверке Роспотребнадзора.
Сотрудники Роспотребнадзора проверяют салоны красоты по разработанным проверочным листам. Например, используют чек-лист требований при осуществлении деятельности парикмахерских, салонов красоты, соляриев. Советуем регулярно проверять салон по этому чек-листу - так вы сможете постоянно контролировать соблюдение требований законодательства и будете готовы к внезапным проверкам.
Документы, регулирующие деятельность салонов красоты
- ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Технический регламент ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»
- СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения»
Не обязательно знать досконально все требования, перечисленные в данных документах, однако важно иметь базовое представление об основных из них.
Документы, которые нужно подготовить перед проверкой Роспотребнадзора
-
Учредительные документы
-
Программа производственного контроля
-
Журналы по соблюдению дезрежима
-
Документация на используемую и реализуемую продукцию
-
Документация на технику
-
Медицинские книжки и результаты медицинских осмотров
-
Договор на оказание платных медицинских услуг
-
Документы о квалификации сотрудников
-
Должностные инструкции
Помимо этого, сотрудники Роспотребнадзора обязательно обратят внимание на наличие правильно укомплектованного уголка потребителя.
Требования к помещению салона красоты
- Наличие места для проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации.
- Правильность разделения помещений. Например, педикюрный, массажный и косметический кабинеты должны находится в отдельных помещениях.
- Вентиляция. Если в вашем помещении работает больше трех человек, то вентиляция должна быть приточно-отточной.
- Общая чистота. Наличие графика уборки, дез. средств, их маркировки и хранения.
Требования к санитарному режиму
-
Наличие журнала качества ПСО и контроля работы стерилизатора.
-
Правильность обработки инструментов - в салоне красоты все инструменты, потенциально опасные для кожного покрова, должны проходить трехступенчатую обработку.
-
Если в салоне есть парикмахер, то в обязательном порядке должен быть инвентарь для правильной уборки волос (совок с крышкой, место утилизации волос).
-
Наличие расходных материалов и правильность их утилизации.
-
Стерилизационная безопасность. На автоклав или сухожар должна быть соответствующая документация: инструкция на русском языке, регистрационное удостоверение и сертификат соответствия.
-
Наличие аптечки первой помощи.
Порядок проведения проверки салона красоты Роспотребнадзором
- Выпуск постановления о проведении проверки и его согласование с прокуратурой.
- Уведомление о проведении проверки. Роспотребнадзор обязан заранее предоставить уведомление о проверке: лично, по телефону или по электронной почте.
- Перед началом проверки инспектор обязан предъявить удостоверение и оригинал постановления, сделать запись в журнале проверок. Здесь важно проверить соответствие всех данных, правильность даты и другой информации в документах.
- Сотрудник Роспотребнадзора осматривает помещения, проверяет документы. На этом этапе инспектор также может попросить продемонстрировать типовые действия, например, процесс очистки инструментов.
- Инспектор составляет акт обследования объекта, где будет указана информация о проведенной проверке и и о выявленных нарушениях.
- В случае обнаружения нарушений сотрудник составляет протокол об административном правонарушении. Через несколько дней назначается Комиссия по административному делу - там, при необходимости, вы сможете обжаловать нарушения или принести отсутствовавшие в момент проведения проверки документы.
Пункты проверки могут отличаться в зависимости от специфики вашего салона, поэтому, чтобы не упустить из виду ничего важного, советуем использовать чек-листы. Это структурирует проверочный процесс и сделает его более прозрачным.
Инструмент для подготовки салона красоты к проверке Роспотребнадзором
Чек-листы можно использовать как инструмент для подготовки салона красоты к внешним проверкам, так и для контроля качества на постоянной основе. Например, контролировать работу мастеров, санитарное состояние салона красоты, правильность стерилизации инструментов и многое другое.
При этом проводить проверки по чек-листам вручную проблематично - есть большое количество моментов, которое администратор или владелец могут упустить из виду, ведь невозможно 24/7 контролировать все этапы работы салона красоты. Чтобы решить эту проблему и сделать контроль автоматизированным, можно использовать сервис мобильного аудита на основе чек-листов CheckOffice.
- Можно создать свои чек-листы, в том числе при помощи искусственного интеллекта, либо выбрать готовые шаблоны из библиотеки.
- Простой интерфейс мобильного приложения будет интуитивно понятен всем работникам.
- Возможность добавлять фото и видеоматериалы, а также опция запрета загрузки медиа из галереи телефона сделает результаты проверки максимально объективными, ведь минимизируется “человеческий фактор”. Благодаря фотофиксации будет проще разбираться в возможных разногласиях между проверяющим и сотрудниками салона красоты.
- В разделе “аналитика” автоматически собираются данные всех проверок, формируются в таблицы и графики, чтобы сделать восприятие полученной информации максимально простым и наглядным. Так вы сможете оценивать динамику нарушений и вовремя принимать меры по их устранению.