
Что такое СМК?
Система менеджмента качества (СМК) — это комплекс мер, который направлен на управление качеством продукта с учетом потребностей и ожиданий потребителей. Иными словами, это набор правил, которые помогают компании делать продукцию, соответствующую стандартам и ожиданиям клиентов.
Читайте в словаре CheckOffice: Менеджмент качества
Система менеджмента качества может двух видов:
- Универсальная СМК. Любое предприятие может использовать ее принципы на практике, вне зависимости от того, насколько это большая компания и чем конкретно она занимается.
- Отраслевая СМК. В данном случае СМК разрабатывается под конкретный тип организации. Например, есть отраслевые стандарты для аэрокосмических компаний, сельскохозяйственных предприятий и так далее.
ISO 9000
В стандарте ISO 9000 отражается идеология менеджмента качества в целом. Это полноценная база для создания и развития СМК в любых организациях. Есть и другие стандарты менеджмента качества, о них мы рассказывали в отдельной статье.
Пошаговая инструкция по внедрению СМК
Анализ ситуации на предприятии
Важно понять текущую ситуацию на предприятии. Обычно для этого выделяют отдельного ответственного сотрудника или создают рабочую группу, которая затем будет участвовать в процессе внедрения системы качества. Рабочая группа может быть немногочисленной: например, для предприятий, где работает до 100 человек, достаточно 6-8 участников. Рабочая группа должна ознакомиться со всеми стандартами и требованиями системы качества.
В процессе обследования нужно сравнить существующие процессы с требованиями выбранного стандарта. Для этого можно понаблюдать за бизнес-процессами, провести сравнительные анализы, опросить сотрудников на разных уровнях. Важно изучить документацию бизнеса: стандарты, должностные инструкции, положения о подразделениях и так далее.
Стоит четко определить:
- Основные производственные процессы
- Вспомогательные процессы
- Критически важные бизнес-процессы
- Влияние разных сотрудников в организации на процессы, их полномочия и распределение ресурсов
В результате будет собрана максимально полная информация о бизнес-процессах предприятия, которую нужно проанализировать, выявить сильные и слабые стороны.
Читайте также: Инструменты бережливого производства на предприятии
Создание модели СМК
Сначала нужно спроектировать систему: определить основные процессы, понять, как она будет функционировать и расширяться в будущем. Это удобно сделать на примере одного процесса. После этого можно будет перенести позитивный опыт на другие. Строить систему управления качеством и увеличивать ее масштаб нужно постепенно.

Разработка документации и процедур
В рамках создания модели СМК рабочая группа разрабатывают документацию, в которой должны быть прописаны стандарты и порядок оптимизации работы.
Важные документы:
- Процессная матрица с распределением ответственности и полномочий
- Политики в области качества
- Должностные инструкции
- Стандарты организации
- Положения о подразделениях
Важно составить «карту процессов» таким образом, чтобы любой сотрудник мог осознать свое место в цепочке процессов и четко понимал, что от него требуется.
Читайте также: Работа отдела контроля качества: цели, инструменты, кейсы
Обучение сотрудников
Важно обучить сотрудников, рассказать об их обязанностях в контексте СМК. Процесс может включать:
- Обучение сотрудников основам СМК: общим принципам качества, стандартам и внутренним процедурам
- Регулярное повышение квалификации для улучшения работы
Чтобы изменения были адекватно восприняты, важно разъяснить сотрудникам их преимущества, описать выгоды для предприятия и отдельных работников.
Читайте также: Корпоративное обучение сотрудников: методы, организация и тренды
Внедрение СМК
На этом этапе начинается непосредственное внедрение разработанных процедур в деятельность компании. Этап включает в себя:
- Реализацию разработанных процессов и процедур на практике
- Использование инструментов контроля качества и мониторинга
- Применение технологий для обеспечения качества на всех уровнях
- Введение в практику регулярного мониторинга выполнения стандартов качества и оценки их эффективности
Мониторинг и измерение эффективности
После составления документации и запуска работы системы качества необходимо провести аудит, и на основании его результатов доработать систему. Для этого из рабочей группы и отдельных специалистов составляется команда аудиторов.
Читайте также: Основные ошибки при проведении внутренних аудитов: как избежать ловушек?
По каждому подразделению составляется программа проведения аудита и планы проверок. Должны быть подготовлены необходимые опросники и чек-листы.
Проводить проверки и отслеживать соблюдение стандартов удобно с помощью электронных чек-листов в CheckOffice.
Достаточно создать чек-лист и назначить его сотрудникам. Они будут проводить проверки, а результаты будут приходить в личный кабинет руководителя.

- Простой механизм создания чек-листов. Интерфейс сервиса интуитивно понятен, поэтому проблем с проведением проверок не возникнет ни у руководства, ни у сотрудников.
- Возможность добавить вложения. При заполнении электронных чек-листов можно добавить вложения: фото или видео, текстовый комментарий, поставить подпись или приложить аудиозапись. Это снижает влияние человеческого фактора.
- Удобство отчетов и аналитики. Сервис самостоятельно формирует отчеты и создает аналитику в понятном виде в режиме реального времени.
Читайте также: Как улучшить качество продукции на производстве?
Если в результате таких проверок будут выявлены нарушения, аудиторы должны подготовить корректирующий план. Через некоторое время стоит провести повторную проверку, обратить особое внимание на выявленные в прошлом несоответствия.
Не ограничивайтесь только формальными проверками — важно выявить реальные причины проблем и устранить их. Аудиты должен быть регулярными, чтобы поддерживать качество на высоком уровне.