Дресс-код – это требования к внешнему виду сотрудников организации, форме и стилю одежды. По сути, он является продолжением корпоративного стиля. Каждый работник компании должен его соблюдать, иначе возможны взыскания, вплоть до риска лишиться работы.
В трудовом кодексе РФ не прописано такое понятие, как «дресс-код», но сказано, что работник обязан соблюдать «правила трудового распорядка и дисциплину труда», а эти правила могут включать требования к внешнему виду. В момент подписания трудового договора работник соглашается с их обязательным соблюдением.
Работодатели могут вводить рекомендации, как сотрудники должны выглядеть в разных случаях делового общения. Устанавливать правила, в чем нельзя приходить на работу, посещать деловые встречи и публичные выступления. При этом в документации не обязательно будет фигурировать понятие «дресс-код», возможна другая формулировка, например, «требования к внешнему виду сотрудников».
В серьезных компаниях требования к внешнему виду могут быть очень строгими, особенно для сотрудников, которые работают с клиентами и деловыми партнерами. Чаще всего регламентируют стиль одежды банки, нотариальные и юридические фирмы, финансовые учреждения. А также заведения, где важно, чтобы персонал был узнаваем: фирменные магазины, кафе, парки развлечений, казино и т. п.
При этом отношение к внешнему виду сотрудников, которые находятся только в офисе и не пересекаются с клиентами и партнерами лично, более демократичное.
Согласно статистике, только 8 % работодателей устанавливают жесткий дресс-код, остальные – прописывают рекомендации к стилю.
Плюсы введения дресс-кода в компании
Внешний вид сотрудников может многое рассказать о компании и повлиять на атмосферу внутри коллектива. Дресс-код:
- подчеркивает надежность, организованность и серьезность фирмы;
- в глазах клиентов и партнеров является признаком успешности;
- деловая одежда дисциплинирует, настраивает на рабочий лад;
- побуждает сотрудников придерживаться других рабочих правил;
- общий стиль одежды объединяет коллектив, стирает социальные границы, помогает сформировать команду.
Главные задачи дресс-кода – поднять авторитетность компании, дисциплинировать и сплотить сотрудников для достижения общей цели.
Почему дресс-код может вызывать отторжение у сотрудников
Руководители в один голос утверждают, что дресс-код работников формирует имидж компании. HR-специалисты уверены, что общий стиль одежды исключает неуместное обсуждение гардероба коллег на работе и формирует из представителей разных социальных групп дружный и сплоченный коллектив.
При этом сами сотрудники нередко считают, что дресс-код ограничивает их свободу, препятствует самовыражению и проявлению лидерских качеств. Поэтому возможны попытки саботажа и игнорирования правил.
Чтобы понять, как контролировать сотрудников, давайте разберемся, какие требования может и не может включать дресс-код.
В рекомендациях к внешнему виду можно прописать:
- опрятность и деловой стиль в одежде;
- конкретные цвета и элементы одежды (например, галстук в корпоративном цвете);
- ношение бейджа и других атрибутов и аксессуаров, принятых в компании;
- перечень запретов – что носить запрещено.
Нельзя требовать от работников:
- покупать одежду конкретного бренда и ценовой категории;
- не носить одежду больше определенного размера;
- назначать разную форму в зависимости от типа внешности и расовой принадлежности сотрудников.
Как заставить сотрудников соблюдать дресс-код
Единственный действенный метод добиться соблюдения правил – контроль. Сотрудники должны знать, что их ждет за несоблюдение дресс-кода и быть готовыми к проверкам.
Проверку внешнего вида персонала удобнее всего проводить с помощью электронного чек листа, где отмечены все основные пункты, которые нужно зафиксировать:
- наличие форменной одежды (одежды требуемого стиля);
- опрятный внешний вид;
- наличие бейджа с указанием имени и должности;
- ухоженные руки, аккуратный маникюр;
- чистые, уложенные волосы;
- наличие колготок / чулок у женщин;
- чистая обувь;
- неброский повседневный макияж;
- необъемные украшения классического дизайна;
- запах парфюма не слишком резкий и т. д.
Большое преимущество электронного чек-листа в том, что его можно дополнить любыми пунктами в соответствии с принятой на предприятии политикой дресс-кода.
Все отчеты по проверкам внешнего вида сотрудников хранятся в личном кабинете CheckOffice. В любое время можно посмотреть данные за разный период по конкретному сотруднику или подразделению, сравнить несколько филиалов между собой.
Анализ позволит сделать выводы о результативности работы HR, принять решение о премировании или депремировании сотрудников, скорректировать кадровую политику.