Кейсы
new
Как улучшить качество доставки и автоматизировать контроль работы ПВЗ и складов - опыт Lamoda
Подробнее
Все кейсы
Мероприятия
soon
Онлайн-форум AiSEC-2024: влияние технологий искусственного интеллекта на безопасность бизнеса
Подробнее
Все мероприятия

Инструкции по охране труда

Общая информация
Теги
#ГИТ
Поделиться

Скопировать ссылку

Больше полезного контента о контроле в бизнесе
Подписаться на канал
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше
Инструкции по охране труда
Больше полезного контента о контроле в бизнесе
Подписаться на канал
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше
Что такое инструкция по ОТ
Виды инструкций по ОТ
Кто разрабатывает инструкции
Ответственность за исполнение инструкций для сотрудников и руководителя
Кто контролирует исполнение инструкций
Советы по составлению инструкции по ОТ
Сервис CheckOffice 
Заключение
Поставили в цеху новый станок — разработайте инструкцию по охране труда, появилась новая должность — разработайте инструкцию по охране труда, поменяли технологию производства — разработайте инструкцию по охране труда. Инструкции по охране труда — это правильно составленные документы, который должны быть в каждой организации. В статье разберём, какие инструкции бывают, кем составляются, кто доводит до личного состава и контролирует их выполнение. Советы по составлению.

Что такое инструкция по ОТ


Охрана труда (ОТ) — это широкий спектр мероприятий, задача которых сводится к защите жизни и здоровья работников на местах. Обязанность работодателя инструктировать сотрудников нормам и правилам безопасного труда закреплена в ст. 225 ТК РФ, а обеспечивать безопасность на рабочем месте — в ст. 212 ТК РФ. Одна из мер по созданию безопасных и комфортных условий труда — это грамотно разработанная и утвержденная инструкция по охране труда.

Инструкция по ОТ — это локальный нормативный документ, который устанавливает требования безопасности при выполнении работниками служебных обязанностей. Не имеет значения, где эти обязанности выполняются — будь то строительная площадка, офис или придомовая территория многоквартирного дома.

Инструкция разрабатывается на основе следующих документов:

  • типовой инструкции по ОТ; 

  • правил по ОТ для отрасли или конкретного вида работ; 

  • правил безопасной эксплуатации оборудования; 

  • требований различных государственных ведомств, ГОСТов, СанПиНов, стандартов безопасности.

Структура данного документа должна быть основана на методических рекомендациях Минтруда и включать в себе следующие разделы и пункты. 

Такие как:

  • Общие требования;

  • Требования к охране труда перед началом работы;

  • Требования к охране труда в процессе рабочей деятельности;

  • Требования к охране труда в случае аварийной ситуации;

  • Требования к охране труда по окончании выполненных работ.

Работодатель решает сам, какие инструкции ему разработать, основываясь на специфике деятельности своей компании. В случае разработки инструкции для технически сложных производственных процессов необходимо в инструкцию внести дополнительные данные: 

− Квалификация, возраст, пол, уровень навыков и отсутствие противопоказаний работника;

− Расписать подробнее должностные обязанности рабочих, ответственных за контроль сложных технологических процессов в разные периоды смены;

− Прописать алгоритм ликвидации вероятных аварийных ситуаций;

− Порядок передачи смены и должностных обязанностей;

− Требования к хранению средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств

Инструкции — часть системы по ОТ работников, и их необходимо содержать в актуальном состоянии. Если какие-то требования поменялись, например, расстояние, от которого определяются высотные работы, то это должно быть отражено в инструкциях.

Виды инструкций по ОТ


Согласно ТК РФ, инструкции подразделяются на две группы:

  • По профессиям. Каждая инструкция затрагивает отдельную специальность (профессию) — инструкция по ТБ грузчика, слесаря, дворника, менеджера по закупкам и т.д..

  • По видам работ. Инструкция затрагивает работу, которую выполняют сотрудники — высотные, ремонтные, пуско-наладочные и т.д. Также сюда относятся инструкции при работе с различными механизмами и станками.

Типовые инструкции в зависимости от отрасли, в которой они применяются, подразделяют на отраслевые и межотраслевые. Это касается, как правило, узких специальностей.

Если условия труда и функции работника аналогичны, то межотраслевую инструкцию одной отрасли могут применять в другой.

По своему сроку действия различают постоянные и временные инструкции.

Постоянные инструкции разрабатываются на 5 лет с возможностью продления, если по истечении этого срока изменения вноситься не будут.

Временные инструкции разрабатываются при вводе в эксплуатацию новых технологических линий и производственных мощностей, переоборудовании или реконструкции производств.

Кто разрабатывает инструкции

Инструкции разрабатывают руководитель организации или назначенное им ответственное лицо. Назначенный сотрудник должен разбираться в требованиях охраны труда и как должны выглядеть инструкции по ОТ. При разработке инструкции учитываются требования безопасности, указанные в эксплуатационных документах на оборудование и в документации на технологические процессы.

После составления инструкции по охране труда, её направляют на утверждение в Профсоюзную организацию предприятия (при её наличии) или согласуют с уполномоченным по охране труда от работников. Если такие должности к организации отсутствуют – то согласование не требуется. После утверждения копии выдаются работникам или ответственному на местах. Обязательно фиксируется в Журнале учета выдачи инструкций по ОТ работникам.

Ответственность за исполнение инструкций для сотрудников и руководителя


В целях защиты безопасности и интересов работников организации предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность за несоблюдение требований охраны труда.

Основным нормативным обоснованием для нормирования требований по охране труда является Трудовой кодекс:

  1. Административную ответственность работодателя устанавливает КоАП РФ (ст. 5.27) - штраф до 50 тыс. рублей.

  2. Уголовную ответственность за нарушение норм безопасной деятельности предусматривает ст. 143 Уголовного кодекса — штраф до 400 тыс. рублей, лишение свободы до 5 лет.

Ответственность за несоблюдение правил охраны труда лежит как на работодателе, так и на самих работниках. В случае неисполнения своих обязанностей — и те, и другие понесут наказание, предусмотренное законодательством РФ.

Наказания, предусмотренные за дисциплинарные нарушений при несоблюдении трудового кодекса, зависят от степени тяжести последствий, которые он повлёк.

Это может быть выговор, замечание, предупреждение, смена должности или увольнение.

Решение по административной ответственности принимает инспектор по труду или другой сотрудник надзорного органа. Чаще всего административное нарушение предполагает наложение штрафа. Материальная ответственность подразумевает возмещение ущерба пострадавшей стороне, независимо от того, работник это или работодатель.

Руководство или специалист по охране труда попадает под уголовную ответственность в случае, если был доказан факт нарушения правил безопасности трудового процесса, повлекший за собой тяжкий вред здоровью или смерть по неосторожности одного или более лиц.

Кто контролирует исполнение инструкций

Основной контроль за исполнением инструкции несёт руководство предприятия, организации или учреждения. 

Контроль на местах осуществляет руководители цехов, мастера, бригадиры участков.

Главный надзор осуществляет независимый специально уполномоченный государственный орган — Федеральная трудовая инспекция.

Эффективность контроля за соблюдением правил безопасности охраны труда включает в себя три составляющие:

  • политика предприятия в области управления безопасностью рабочего процесса;

  • подготовка персонала организации в области охраны труда;

  • постоянный мониторинг условий труда и улучшение мер безопасности.

Советы по составлению инструкции по ОТ

  1. Поручите разработку инструкции специалисту по ОТ и непосредственного руководителю, который разбирается в опасных факторах на рабочих местах. 

  2. Не делайте инструкции сложными и громоздкими. Требования по размеру инструкции отсутствуют, поэтому изложите только пункты, несоблюдение которых представляет реальную угрозу здоровью.

  3. Совмещайте должностные инструкции, не разрабатывайте большое количество разных инструкций для: “Менеджера по закупкам”, “Менеджера по продажам”, “Телефонного оператора” и “Секретаря”, объедините всё в — “Инструкцию для офисных работников”.

  4. Прописывайте реальный примеры последствий нарушения данных инструкций, такие примеры запоминаются лучше.

  5. Не используйте определения, подчеркивающих требования (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.) - это запрещено.

  6. Пользуйтесь “Требованиями к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по ОТ”, разработанными и утвержденными Министерством труда.

  7. Пользуйтесь электронным сервисом CheckOffice для разработки и контроля выполнения инструкций на местах.

Сервис CheckOffice 

CheckOffice – это сервис мобильного аудита на основе чек-листов. В котором можно использовать как готовые чек-листы, так и создавать самостоятельно. Вы можете проконтролировать, когда сотрудник начал работу, все ли пункты выполнил по инструкции перед началом работы, в ходе и после завершения работ.

Сервис упрощает работу как руководителям, так и штатным сотрудникам; обеспечивает полный цикл работ по выявлению и устранению нарушений, автоматизирует работу с чек-листами с помощью мобильных устройств и позволяет:

  • контролировать соблюдение стандартов компании и качество работы сотрудников;

  • ускоряет получение и передачу информации;

  • оптимизирует время работы персонала;

  • снижает уровень травматизма сотрудников;

  • повышает производительность труда.

Помимо создания чек-листов под свои нужды, в сервисе уже есть бесплатные готовые чек-листы для самопроверки по ГИТ. О них мы писали в этой статье – Проверки ГИТ.

Заключение



Даже в современных, комфортабельных, оснащенных по последнему слову техники офисах встречаются нарушения правил безопасности на рабочем месте, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, нормативов по шуму и освещенности, что приводит к получению травм — для работников и к штрафам — для работодателя. Контроль за соблюдением инструкций позволит избежать и того, и другого. А сервис CheckOffice облегчит контроль. Попробуйте сервис бесплатно: reg.checkoffice.ru/registration.

Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше

Начните свой путь
к автоматизации бизнес аудитов

Улучшите свой бизнес вместе с CheckOffice
Полезные материалы
Все материалы
Что нужно проверить перед покупкой франшизы?
Проверки Росздравнадзора: как избежать нарушений
12.04.2024
6 трендов эффективного мерчендайзинга в 2024 году
Претензия от клиента: что делать, чтобы не получить штраф
Проверки Трудовой инспекции в 2024 году: что нужно знать?
21.03.2024
5 причин, почему клиенты не возвращаются в салон красоты
Будь в курсе последних новостей!
Подписавшись, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Понятно