Контрольный лист

Общая информация
Теги
#Проверки бизнеса
Поделиться

Скопировать ссылку

Больше полезного контента о контроле в бизнесе
Подписаться на канал
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше
Контрольный лист
Больше полезного контента о контроле в бизнесе
Подписаться на канал
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше
Что такое контрольный лист
Особенности контрольного листа
Где используются контрольные листы
Зачем нужны контрольные листы
Как составить контрольный лист
Современные инструменты и автоматизация
Выводы

Что такое контрольный лист

Контрольный лист, контрольный листок или чек-лист – один из популярных инструментов контроля качества. Контрольный листок был включен японским союзом ученых и инженеров в состав семи статистических методов управления качеством в 1979 г. Это готовый структурированный список из пунктов, которые необходимо выполнить или проверить.

Метод контрольного листа позволяет собирать и предварительно систематизировать данные в режиме реального времени на месте проверки. Главная цель – обеспечить качество процессов, минимизируя риск ошибок из-за человеческого фактора.

Особенности контрольного листа

  • Стандартизация – зафиксирован единый порядок или набор требований для определенной задачи или процесса.
  • Последовательность – определена последовательность проверки или выполнения.
  • Конкретность – формулировки являются однозначными, каждый пункт проверяем.
  • Фокус на критически важных моментах – содержатся только значимые пункты, необходимые для достижения цели.
  • Фиксация результата – предусмотрено место для документирования факта проверки.

Контрольный лист – это не инструкция или список дел, а метод оценки качества продукта, услуги или процесса. Он позволяет собрать данные об имеющихся отклонениях.

Где используются контрольные листы

Контрольный лист – универсальный инструмент. Он подходит для разных сфер, хотя изначально использовался только в технических отраслях.

Сферы применения контрольных листов:

  • Производственные и промышленные предприятия.
  • Обслуживание клиентов и продажи.
  • Медицина и здравоохранение.
  • IT и разработка.
  • Логистика и транспорт.
  • Строительство.
  • Авиация.
  • Научные исследования и т. д.

Например, метод контрольных листов можно использовать в гостиничном бизнесе для контроля состояния номерного фонда, инженерных систем, прилегающей территории, пожарной безопасности и прочих объектов.

Контрольные листы наиболее эффективны для рутинных повторяющихся процессов с четкой последовательностью шагов или фиксированным набором критериев. Для нестандартных творческих задач они могут не подойти.

Зачем нужны контрольные листы

Контрольный лист

1. Повышение прозрачности и дисциплины

Контрольные листы стандартизируют процессы, делают их понятными и прозрачными для каждого сотрудника – включая новичков. Специалисты получают пошаговые алгоритмы и точно знают, что и в какой последовательности делать. Им не нужно разбираться в абстрактных требованиях, самостоятельно интерпретировать их – в результате задачи выполняются одинаково правильно по установленным регламентам.

Вдобавок информация сохраняется – руководители или контролирующие органы всегда могут проверить контрольные листы и удостоверится, что процедура выполняется должным образом. Что дополнительно дисциплинирует.

2. Минимизация ошибок и забытых задач

Порой люди склонны упускать детали – особенно при решении рутинных задач, усталости и стрессах. Сотрудники начинают действовать на автопилоте, теряют внимательность и допускают ошибки.

Контрольные листы позволяют с легкостью преодолеть эту особенность:

  • Снижают когнитивную нагрузку – человек просто следует списку, ему не нужно запоминать последовательность.
  • Обеспечивают полный охват – делают видимыми случайные пропуски.
  • Исключают недопонимание – наглядно показывают, кто, что и когда проверил.

В результате ошибок и забытых задач становится меньше.

3. Помощь в обучении и адаптации персонала

Проще войти в должность, когда на предприятии используются контрольные листы – наглядное пособие с правильным и полным алгоритмом действий. Тогда даже сложные процедуры осваиваются легко и без страха – нет риска ошибиться по незнанию, вдобавок не нужно консультироваться с наставников по каждому вопросу.

4. Основа для регулярного контроля и оценки

Метод контрольных листов позволяет систематически проверять продукт, услуги или процесс – насколько они соответствуют определенным критериям качества. Все благодаря его особенностям – стандартизации, четкой и понятной структуре, необходимости фиксировать данные.

Отдельный плюс в том, что контрольные листы помогают фиксировать данные без искажения памяти и субъективной оценки – фиксация происходит в режиме реального времени по четким критериям.

Как составить контрольный лист


1. Главный принцип: один пункт – одна задача

В первую очередь важно определить цель создания контрольного листа, понять, что именно хотите оценивать с его помощью – качество выпускаемой продукции, полноту комплектации, безопасность на участке и т. д. Под каждую цель, конкретную задачу и процесс нужен отдельный документ, разработанный с учетом их специфики.

Необходимо создать такую форму контрольного листа, где каждый пункт будет затрагивать одну задачу. Только таким образом можно собрать точные достоверные данные – избежать путаницы, неверных трактовок и прочих ошибок.

2. Язык: коротко, понятно и без двусмысленности

Следует писать так, чтобы каждый использующий контрольный лист понимал, о чем идет речь – независимо от уровня подготовки и того, насколько давно он работает на предприятии.

В связи с этим формулируйте пункты:

  • Конкретно, без общих фраз – «Проверить уровень моторного масла в КПП», а не «Проверить КПП».
  • Кратко и деловито, без эмоций – «Чистота коврика в санузле», а не «Насколько безупречно чист коврик, расположенный в санузле».
  • Грамотно, без ошибок – «Наличие поверхностных царапин на корпусе шкафа», а не «Наличие легких царапин на боковушках шкафа».

Важно включить в контрольный лист четкие критерии: бинарные ответы – «да/нет», «выполнено/не выполнено», «соответствует/не соответствует», шкалы и градации – «от 1 до 5», «температура от 7 до 10°C». При необходимости пункты дополняются полем под текстовые комментарии.

3. Структура: логичный порядок действий

Нужно расположить пункты контрольного листа в последовательности выполнения задачи или осмотра. Например, если речь идет об оценке торгового зала – таким образом, чтобы проверяющий заполнял документ по ходу своего движения по магазину. Не шел сначала на кассу, затем в примерочные и снова возвращался к кассам – а двигался поэтапно.

Если требуется – пункты контрольного листа группируются по темам. Например, проверка качества уборки бара – бар, холодильные и морозильные камеры, оборудование для уборки.

4. Учет специфики бизнеса и задач

Этот момент критически важен при разработке контрольных листов. Универсальные шаблоны для разных сфер нередко оказываются бесполезными: например, на пищевом производстве проверки требует чистота рук, а на производстве микросхем – статическое электричество.

У каждой организации свои риски и приоритеты, уникальные стандарты и процессы, уровень компетентности персонала и регуляторные требования. Более того, некоторые процессы на одном предприятии серьезно отличаются: невозможно проверить по одним и тем же критериям пожарную безопасность и чистоту кухни.

Современные инструменты и автоматизация

Изначально контрольные листы были бумажными, сегодня можно использовать их в электронном формате. Это гораздо удобнее:

  • Мгновенный доступ с любого устройства – нет риска потерять данные как в случае с бумажными документами. Вдобавок все сведения хранятся в одном месте – не возникает путаницы, как если одна часть информации хранится в архиве, а другая в мессенджерах.
  • Быстрая актуализация – изменения в шаблонах применяются мгновенно и становятся доступными для всех пользователей.
  • Высокая точность и достоверность – нельзя отправить отчет, если критичные пункты не заполнены. При необходимости контрольный лист дополняется фотографиями и видео в моменте.

Создавать контрольные листы можно в CheckOffice, специализированном сервисе. Механизм предельно простой: формируете чек-лист в конструкторе, а затем назначаете сотрудникам – им остается провести проверку. Результаты автоматически поступят руководителю.

Контрольный лист

Выводы

  1. Контрольный лист – инструмент для оценки качества.
  2. Он может использоваться в различных сферах: например, на производстве, в торговой сети или гостинице.
  3. Применение инструмента повышает дисциплину и прозрачность, минимизирует количество ошибок и забытых задач, помогает в обучении и адаптации персонала, служит основной для регулярного контроля и оценки.
  4. При разработке контрольного листа критически важно учитывать специфику бизнеса и задачи.
  5. Удобнее использовать электронные контрольные листы, а не бумажные.
Поможем автоматизировать проверки!
Упростите контроль в бизнесе с электронными чек-листами в CheckOffice
Узнать подробнее
Библиотека чек-листов от CheckOffice
Воспользуйтесь готовыми решениями для вашего бизнеса от специалистов нашего сервиса.
Узнать больше

Начните свой путь
к автоматизации бизнес аудитов

Улучшите свой бизнес вместе с CheckOffice
Быстрый старт с чек-листами от CheckOffice
Еще больше готовых чек-листов по разным категориям в нашей библиотеке
13.09.2024
Чек-лист выполнения опасных видов работ
Строительство и ремонт
23
CheckOffice
25.03.2024
Чек-лист контроля качества обслуживания продавца-консультанта
Работа с персоналом
82
CheckOffice
24.11.2020
Чек-лист администратора медицинской лаборатории
Медицина и фармацевтика
221
CheckOffice
24.07.2020
Административно-хозяйственный чек-лист ресторана
HoReCa
169
CheckOffice
19.02.2019
Чек-лист ежедневной проверки магазина
Розничная торговля
301
CheckOffice
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Понятно